Игра "В поход за Сампо"

Изучаем «Калевалу» по… настольной игре

Описание: 4Настольная игра «Поход за Сампо» была изготовлена в рамках проекта «История в играх» при поддержке Фонда Президентских грантов в 2018 году.

Задача игры — привлечь внимание молодёжи к изучению текста «Калевалы». При этом знание текста для участия в игре не обязательно. Так каким же образом происходит изучение? 

Дело в том, что, вступая в игру, человек уже попадает в «Калевалу», так как практически все действия в игре согласованы с содержанием эпической поэмы. Давайте посмотрим, как это происходит.

 

Описание: +благословение

«Благословение Ильматар» — Сокровище II уровня – плюс к интеллекту. Это в игре.

В «Калевале» Вяйнямёйнен периодически обращается к матери за советом и помощью. Так в 5 руне, потеряв невесту Айно, сын вспоминает о матери:

«Не могу совсем понять я, / Как мне быть и что мне делать?
Если б мать в живых осталась, / Мне тогда б она сказала,

Что теперь с собой мне делать, / Чтоб печали не поддаться…»

Мать, пробудившись в могиле, ответила:

«В Похьёле девиц немало! / Есть там девушки получше,
Вдвое лучше и красивей / Этих медленных лапландок».

 

Описание: +дуб топорКарта Судьбы «Дуб» даёт возможность установить препятствие для кого-то из игроков. В «Калевале» проблема с дубом возникла во 2-й руне:

«Дуб из них былинкой вырос… / Дуб развесистый, огромный,

Дал широких веток много, / До небес вершину поднял,

Облакам бежать мешает, / Не дает проходу тучам,

Закрывает в небе солнце, / Заслоняет месяц ясный».
Раз есть дуб, значит, должен быть топор, чтобы его срубить.  Если же дуба в игре на данный момент нет, Карту Судьбы «Топор» можно использовать как бонус при любом сражении. 

Описание: +орёлСокровища III уровня в игре позволяют открыть проход к Сампо. Игроки называют их «проходками».  Для каждого препятствия – своя «проходка».

Как в 7 руне орёл перенёс Вяйнямёйнена через воды моря, так и игрок с помощью карты «Орёл» сможет перелететь Огненную Реку.

Огненная Река – препятствие, которое встретил Лемминкяйнен на своём пути в Похъелу в 26-й руне. Орёл там тоже был, но отнюдь не помощник. В «Калевале» Лемминкяйнен достал из кармана перья птиц, которые подобрал по дороге, превратил их в птиц и кинул в глотку орла.

Лемминкяйнен вообще запасливый.

«Он не знал, что статься может, / Всё ведь может пригодиться…»

Возвращаясь к орлу, — почему он помог Вяйнямёнену? Потому что в своё время мудрец, когда вырубал лес под пашню, оставил берёзу, чтобы птицы на ней отдыхали. «Хороша твоя забота» — сказал орёл во 2-й руне, а в 7-й оказал ответную услугу.

 

Описание: +салоКарта «Сало» тоже относится к так называемым «проходкам».

Она позволяет пройти к Сампо через Ворота. В «Калевале» это события 42-й руны:

«Сам помазал Ильмаринен, / Мажут вместе с ним другие
Жиром те замки у входа, / Салом те крюки дверные,
Чтобы дверь не заскрипела, / Чтоб крюки не завизжали».

Мало было усыпить жителей Похъёлы, о чём мы говорили в прошлый раз. Нужно было ещё не разбудить их, забирая Сампо. Тут-то сало и помогло.

 

Описание: +цепьМы уже упомянули о предприимчивости Лемминкяйнена. В 26-й руне – очередное тому подтверждение.

Когда мать остерегала его от встречи с волком и медведем Туони, герой успокоил старушку:

«Знаю, как пойти на волка, / Знаю средство на медведя:
Колдовством узду на волка, / На медведя цепь надену».

Но поскольку у запасливого Лемминкяйнена в нужный момент оказался с собой клочок шерсти, он сделал из него овечек, и те приняли на себя интерес хищников.
А вот Ильмаринен 19-й руне, будучи послан хозяйкой Лоухи в не самое комфортное место, реально

«Выковал узду из стали, / Выковал ремень железный…
Обвязал он пасть у волка, / Он связал медведя цепью».

Так что наличие среди Карт Судьбы  «Магической цепи» совершенно оправдано.

 

Описание: +пухСокровище III уровня «Пух» позволяет преодолеть мороз – препятствие на пути к Сампо. Это отсылает нас к 30-й руне, когда Лоухи наслала мороз, чтобы заморозить лодку Лемминкяйнена. Что делает наш предприимчивый герой?

«Собирает Лемминкяйнен / Мягкий пух по всем каменьям
И волокна по утесам; / Он связал чулки поспешно,
Рукавицы быстро сделал, / Чтоб мороза не бояться…»

 

 
Описание: +воин«Проходка» «Снежный воин» — Сокровище III уровня – позволяет игроку преодолеть ров с раскалёнными камнями. Это препятствие из 26 руны. Выглядело оно так:

«Ров лежит среди дороги,
Протянувшись и к востоку, / И на запад бесконечно.
Полон ров камней горячих, / Глыб он полон раскаленных».
«Снежный воин» — это нереализованный проект Лемминкяйнена, который он представил матушке в ответ на её опасения.

«Превращу я снег в героя, / Изо льда создам я мужа,
Погоню героя в пламя / И вгоню его я в пекло…
Сам скользну я стороною, / Проскочу я через пламя».

В реальности всё случилось иначе. Лемминкяйнен обратился к верховному богу Укко с просьбой послать сильный снегопад. Укко запрос удовлетворил.

«Снег послал он толщей с сажень, / На горящие каменья,
На пылающие глыбы: / Озеро из снега вышло…
Чародейством Лемминкяйнен / Ледяной там мост устроил…»

Что ж, технологию можно и изменить в процессе, был бы исходный материал 

Товар добавлен в корзину
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.