Ильинский погост
Ильинский погост находится на территории Национального парка «Водлозерский», в северной части Водлозера на уединенном острове Малый Колгостров, добраться до которого с материка можно только по воде.
Существует предание, что Ильинский погост был создан на месте древнего языческого святилища, где совершали жертвоприношения местные племена, обитавшие здесь до прихода новгородцев. Историки полагают, что первые церкви на острове создали в XVI в. православные монахи, добиравшиеся до Соловков. Наиболее ранние сведения об Ильинском погосте в письменных источниках встречаются в жалованной грамоте, выданной водлозёрам новгородским митрополитом Варлаамом в 1592 году.
Ильинский погост сегодня украшает деревянная церковь во имя Илии Пророка, поставленная в 1798 году водлозерскими плотниками на средства прихожан на месте разобранного ветхого шатрового храма. Основой при строительстве служил проект, разработанный профессиональными архитекторами и утвержденный Олонецкой духовной консисторией, так как епархиальные власти не разрешили строить новую церковь по прежнему образцу. По мнению архитектора А. В. Ополовникова, который впервые в 1947 году обследовал и обмерил церковное здание, Ильинский храм возводился в несколько этапов. Его самой древней частью является четверик, к нему позднее были пристроены трапезная и колокольня, первоначально завершавшаяся шатром, стремительно взмывающим ввысь. На рубеже XIX—XX веков выдающийся памятник деревянного зодчества был обновлён. Колокольня лишилась своего шатра — вместо него был поставлен приплюснутый «полукумпол» со шпилем. Колокольня была обшита тёсом. Обшивка срубов церкви и трапезной слила в единую глухую массу все элементы здания; были уничтожены крытый висячий переход, соединявший колокольню и сени, а также два крыльца. Обновлен был и интерьер: старинный тябловый иконостас заменили новым — «составленным согласно правил архитектуры». В обновленном виде иконостас, утвержденный Олонецкой строительной и дорожной комиссией, представлял собой типичное эклектическое произведение второй половины XIX века. Были обшиты досками потолки и стены церкви.
Другая особенность Ильинского погоста — его сохранившаяся до настоящего времени ограда, укрепленная бревенчатыми срубами и крытая двускатной кровлей. В ней когда-то располагались лавки, где водлозерские крестьяне и купцы торговали по праздникам и в ярмарочные дни. Вероятно, праздничная торговля приносила им хорошую прибыль, поскольку на соседнем острове Колгостров были оборудованы обширные складские помещения для разных товаров. Такими массивными оградами, придающими архитектурным сооружениям сходство со старинными крепостями, были раньше окружены многие монастыри и погосты нашего края. Ограда Ильинского погоста послужила образцом при реконструкции утерянной ограды Кижского погоста.
В 1928 г. Ильинская церковь была закрыта советской властью. В 1932 г. репрессирован последний священник. Погост на Малом Колгострове опустел на 60 лет. И лишь с 1991 г., со времени создания Национального парка «Водлозерский», началось его возрождение. В 2006 г. здесь была образована Свято-Ильинская Водлозерская пустынь — мужской монастырь Петрозаводской и Карельской митрополии.
Ильинская церковь ныне поставлена на государственную охрану как памятник архитектуры федерального значения. Здесь совершаются монастырские службы. В 2016 г. построен зимний деревянный храм в честь Крестителя Господня Иоанна. Построены шесть монашеских келий, трапезная. Монастырю пожертвованы мини-электростанция, теплица, сенокосилка. Для обработки земли и строительных работ монастырь приобрел лошадь, для хозяйственных нужд и доставки продуктов на остров пожертвованы катер, моторная лодка и снегоход.
Памятник природы береза «Двенадцать апостолов» очаровывает белоствольными свечами-стволами, берущими начало от одного корня.
Большой Куганаволок
Деревня Большой Куганаволок (Старый Куганаволок) располагается на возвышенности в северной оконечности полуострова Куганаволок на Водлозере. Ее название относится к вепсской топонимике Водлозерья и переводится как «Судачий полуостров». По семейным преданиям, собранным этнографами в конце 19–20 веках, жители Куганаволока причисляли себя к русским первопоселенцам Водлозерья: будто бы деревню основали «беглые новгородцы», которые распахали здесь землю и посеяли рожь. В письменных источниках впервые однодворная деревня на Куганаволоке (на Кух-наволоке) упоминается в писцовой книге 1563 года. До падения независимости Великого Новгорода поселение входило в вотчину Оксиньи Микитиной жены Есипова – знатной новгородской боярыни. На сенокосных угодьях деревни в 1563 году заготавливалось 50 копен сена (этого хватало примерно на 25 лошадей или коров). По мнению К. К. Логинова, разработать столь обширные площади леса под сенокосы могли только несколько поколений жителей маленькой деревни. В писцовой книге 1582/83 года зафиксирована деревня на Куганаволоке Дениско Патрикеева. В ней располагались два крестьянских жилых двора Дениски Патрикеева и Максимки Игнатова, а также один пустой двор. В писцовых книгах 1617/18 и 1678 года деревня была занесена писцами в земельные кадастры как Кигнаволок, а в книге 1646/47 года – Кильнаволок. Современное название Куганаволок за поселением закрепляется с 1725 года.
В трудные времена Смуты потомки Дениса Патрикеева и Максимки Игнатова были разорены и убиты («крестьян убили немцы в Разоренье»), после чего в Куганаволоке обосновались две новые крестьянские семьи («пришли ново») и два дворохозяина-бобыля. В писцовой книге 1678 года в деревне перечислены шесть дворов, из которых три стояли пустыми, их хозяева «сошли безвестно от хлебной скудости» в 1675/76 и 1676/77 годах. Годы голода и неурожаев следовали в Водлозерском крае один за другим с незавидным постоянством. В XVIII веке по народным преданиям Старый Куганаволок был одним из оплотов старообрядческой общины Водлозерья. В 1725 году в деревне стояли три крестьянских двора (17 душ мужского пола).
В качестве административного центра Большой Куганаволок выделился только в 1803 году, когда с Пречистенского погоста, располагавшегося на острове Пога, сюда было перенесено волостное правление Водлозерской волости Пудожского уезда Олонецкой губернии. В 1873 году в Куганаволоке находились здание волостного правления и обывательская изба (т.е. дом для приезжих), работали продуктовая лавка и «казенка» (винный магазин), а в 16 домах проживали 112 человек. Большая часть местных жителей принадлежала к крестьянскому сословию. В Куганаволоке действовало Водлозерское земское училище. В 1879 г. его учитель Константин Тихомиров сообщал о том, что «дети не все обучаются грамоте, а которые и обучаются, часто не аккуратно посещают школу по причине бедности: в летнее время, когда старшие члены семейства из мужчин уходят из домов для сплава бревен, мальчики или помогают в крестьянских работах, или остаются для присмотра за малолетними братьями и сестрами, а в зимнее время за неимением теплой одежды и обуви многие из них при всем их желании учиться принуждены оставаться дома».
С 1927 года Большой Куганаволок приобрел статус административного центра Куганаволоцкого сельского совета Пудожского района Карельской Советской Социалистической Республики, одного из четырех сельских советов Водлозерья. В 1960-х годах Большой Куганаволок стал центральной усадьбой совхоза «Водлозерский», куда выводили население из «неперспективных» деревень. В поселении был построен крупный по сельским меркам рыбозавод, и численность населения выросла до 500 человек в 1993 году.
При наиболее древнем кладбище Старого Куганаволока стояла деревянная часовня, посвященная святителю Николаю Чудотворцу. Праздники Весеннего и Зимнего Николы (6 мая и 19 декабря) были часовенными, а день памяти мучеников Флора и Лавра (31 августа) – заветным, отмечать который стали после избавления от падежа лошадей и коров. Второе кладбище появилось в Большом Куганаволоке в годы Великой отечественной войны, в 1942 году для захоронения умерших из числа эвакуированных. Последнее по времени возникновения Новое кладбище было открыто в 1976 году рядом со старинной «дорожной сосной», на которую прежде путники вешали ленты и лоскутки материи, когда отправлялись в дальние путешествия через Куганаволок.
Современный Куганаволок – центр одноименного сельского поселения, в состав которого вошли населенные пункты Бостилово, Вамская Плотина, Канзанаволок, Кевасалма, Колгостров, Коскосалма, Пелгостров, Чуяла. С 1991 года в Куганаволоке находится Водлозерский филиал Национального парка «Водлозерский». По инициативе его бывшего директора священника Олега Червякова здесь построены теплая церковь преподобного Диодора Юрьегорского и часовня апостолов Петра и Павла. В поселении действует муниципальная общеобразовательная школа.
Свято-Ильинская Водлозерская пустынь
Свято-Ильинская Водлозерская пустынь (Петрозаводская и Карельская епархия) располагается на острове Малый Колгостров на Водлозере. Официально она была учреждена решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года на основе действовавшего с 1997 года водлозерского подворья Муромского Успенского монастыря. В мужской островной обители подвизается немногочисленная братия, возглавляемая игуменом Киприаном (Грищенко). В летний период богослужения совершаются в древнем храме Илии Пророка на Ильинском погосте, который является памятником архитектуры федерального значения. Эта церковь была построена «тщанием прихожан» в 1798 году на месте обветшавшей шатровой предшественницы XVI века. Внутри уникального храма сохранились расписанные небеса. Также в монастыре действует зимний деревянный храм в честь Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Есть трапезная, шесть отдельных монашеских келий и несколько хозяйственных построек. Монахам были пожертвованы мини-электростанция, теплица, сенокосилка, катер, моторная лодка, снегоход. На соседнем острове Колгостров отреставрирована часовня Покрова Пресвятой Богородицы (XVIII век), построена гостиница для паломников, которых принимают в течение года. При монастыре имеется небольшое подсобное хозяйство. Для обеспечения продуктами насельники выращивают овощи, ловят озерную рыбу, содержат пасеку, несколько коз. Всеобщий любимец – конь Орлик. В августе 2016 года Ильинскую пустынь впервые посетил митрополит Петрозаводский и Карельский Константин.