К Белому морю студеному

8 000 руб.

Жизнь у студеного моря воспитывает в человеке не только силу и отвагу, но и выносливость, терпение, смирение. Без крепких семейных устоев и веры в Бога здесь не прожить.Семья на Севере, как и Церковь, становилась кораблем спасения. Поморские семьи порой насчитывали до 30 человек, а избы были похожи на корабли посреди моря житейского. Во многих поморских селах дом состоял из двух половин: морской и горней. Морское крыло дома смотрело на море, горнее – на улицу. Как чайки на угоре, теснились избы на морском берегу.Поморская семья – это мир взаимного уважения. Муж и жена - половинки целого. Говорили: «Муж – голова, жена – душа». Слово «баба» считалось оскорбительным. Женщин называли «жёнками».  «Мы не бабы, мы жёнки, а бабами-то сваи бьют», - поговаривали они. Жило Поморье крепкими устоями и на широкую ногу. Здесь всё делали прочно и красиво. Суровая жизнь не терпит суеты и небрежения. В поморских селах сложилась неповторимая морская культура.

07:00 Отправление из Петрозаводска  автобусом до г. Беломорск - 370 км;

На маршруте   село Сухое – деревня Вирма – село Сумский Посад , продолжительность  8-9 часов.

Сухое – старинное поморское поселение. Впервые Сухое упоминается как «Сухой Наволок» в «Жалованной грамоте Великого Князя Ивана Васильевича Соловецкому монастырю на вотчину в Спасском погосте Выгостровского Уезда» в 1539 году.  Его история корнями уходит в русское средневековье. У поморов ходит поверье, что основатели села были родом со Смоленских земель. Когда они пришли в Поморье, то остановились в долине реки Кузрека. По старинному обычаю они опустили в реку икону, и где бы эту икону прибило к берегу, там бы и нужно было селиться. Трижды иконы выносило на наволок, на побережье моря. Потому-то и устроили свое селение сухонцы здесь, а не на берегу реки, как это было принято в соседних деревнях.Почему же название село Сухое? Во время обзорной экскурсии по селу Вы об этом узнаете. Но неспроста икону трижды пускали по воде….

Выход к Белому морю, рассказ про флору и фауну побережья. В связи с тем, что село располагается на стыке реки и моря,  именно здесь предпочитают отдыхать перелетные птицы.  

Деревня Вирма 

В начале XII века вслед за саамами пришли на Виремские земли карелы, позже начали заселяться в Вирму новгородцы. Длительное время Вирма являлась вотчиной Марфы-посадницы, а затем и Соловецкой обители, также как и другие поморские села.Исторические документы XVI века подтверждают факт нахождения в Вирме древнейшего в Поморье усолья (Солеварни). Варницы приносили Соловецкой обители огромный доход.Рассказ об истории деревни, легенда о немецкой щели, Церковь Петра и Павла 1625 г., рассказ об истории церкви,  рассказ о внешнем виде церкви, рассказ о внутреннем убранстве церкви.

с. Сумский посад (в пути 15 км)

На мосту в традиционных поморских костюмах гостей встречают прекрасные Сумлянки. По традиции кланяются и заводят хоровод - песня «Сумпосад». Во время программы представители фольклорной группы вовлекают в танцы гостей села.В 1936 году фольклорную группу «Сумлянка» организовал Иван Матвеевич Дуров, уроженец Сумского Посада, краевед, собиратель, этнограф и фольклорист. Он выявил на родной земле знатоков поморского творчества, чтобы создать из наделенных необычайным талантом песенного мастерства земляков фольклорную группу. Сегодня в репертуаре группы сохранено богатое наследие музыкального фольклора Поморья.А далее группа отправляется с песней «Утушная» до дома культуры (в пути 5-7 мин). В доме культуры на сцене поморочки поют песни: Поморская протяжная, Поморская кадриль (Танец) и напоследок поморские игры с музыкальным сопровождением от представителей фольклорной группы.После знакомства с музыкальным творчеством Сумского Посада, гости отправляются на обзорную экскурсию по селу.

Обзорная экскурсия «По древним улочкам Посада» (2 часа)

Сумский Посад – одно из древнейших сел Поморья, основанное в XV веке новгородскими переселенцами. Первое упоминание о селе зафиксировано в летописях в 1436 г. Село принадлежало Марфе Посаднице, которая в 1452 г. передала Суму во владения Соловецкого монастыря. Жители села преимущественно занимались рыболовством, судостроением и солеварением.В связи с тем, что Сума располагалась в 3 км от Белого моря и имела укрепление  «Сумский острог», который был построен в 1583 г. для защиты Беломорья от западных захватчиков, то неудивительно, что именно сюда купцы со всего севера съезжались на ежегодную  ярмарку. Таким образом,  Сумский посад стал торговым центром поморья. Именно через село Сума проходил важный торговый путь на Онегу, в Двинскую землю, в Корелу и в Лопь. А местные купцы прославились искусными торговцами на Севере. У поморов даже ходила поговорка: «Сума не купит ума, сама продаст».

В Суме находилась Успенская и Никольская церкви. В Никольской церкви хранились мощи преподобного Елисея Сумского – инока Соловецкого монастыря, жившего в XVI веке. Он был причислен к лику святых за благодатную помощь и исцеление от глухоты, немоты, тяжких физических и духовных недугов. Долгое время после его смерти на его мощи никто не обращал внимания, однако почти спустя столетие его гроб оказался на поверхности земли,  и сразу же после этого начались блаженные исцеления. Паломников  притягивало  именно к этому селу, чтобы помолиться и отправиться дальше на Соловецкие острова. На красивом пороге реки Сума располагается «Листер-бот», подаренный Сумлянкам  Великим Князем Алексеем Александровичем (сын Александра II). В дальнейшем это судно использовалось для перевозки богомольцев на Соловецкие острова. Также во время Обзорной экскурсии экскурсанты посетят сохранившийся монастырский амбар 1757 г. постройки.

После обзорной экскурсии гости возвращаются посещают Поморскую горницу (1 час).

Горница существует с 2015 года. Создавалась она как открытое пространство для рукоделия. О том, что это будет некий музей, это даже не планировалось. Но местные жители захотели сохранить наследие своих родственников и поэтому приносили экспонаты в горницу. На сегодняшний день насчитывается в фонде более 800 экспонатов. Это предметы быта, столовая утварь, орудия лова рыбы, небольшие коллекции весов, утюгов, коромысел прялок и многое другое. Также в фондах имеются именные (фамильные) реликвии, а например - рыболовная сеть, которая передавалась от матери дочери. Есть немало предметов с интересной историей: Англичка шаль (именно Англичка, так говорили), замечательный туесок и мужской шкафчик с историей о ключике…. 

Посадка в автобус и отправление в Беломорск.

По прибытию в Беломорск размещение в гостинице, ужин.

2 день.

Завтрак в кафе. Выезд  из гостиницы с вещами.

Посещение музея карельского фронта. Музей Карельского фронта  был открыт в декабре 2020 года - это самый молодой музей в нашей республике. Посвящён истории Великой Отечественной войны на Северо-Западе России. Экспозиция рассказывает об  особенностях самого протяженного фронта. В годы войны Беломорск стал прифронтовой столицей Карелии. Здесь расположилось правительство, партийные руководящие органы, а также штабы Карельского фронта и партизанского движения Карелии. Музейная  экспозиция  «перенесёт» в суровые, подчас жестокие годы войны. Десять залов, посвящённых каждому участку Карельского фронта. 

Обед в кафе г. Беломорска

Поход в сопровождение проводника к Беломорским Петроглифам.

17:00 Автобусный переезд до  Петрозаводска. На маршруте предусмотрены остановки на ужин.

Ориентировочное время прибытия в г. Петрозаводск в 22:00.

Стоимость: 8000 рублей; пенсионерам и детям скидка 500 рублей.

В стоимость входит транспортное обслуживание, услуги гида, экскурсии, входные билеты, питание, рыбный обед "по-беломорски", размещение в гостинице с удобствами в номере;

 

 

 

 

Товар добавлен в корзину
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.